А А А

Контакты

Приемная
8 (861) 235-24-80
Стационарное отделение (круглосуточно)
8 (861) 227-17-31
Запись на прием к специалистам
8 (861) 227-17-30
Горячая телефонная линия
8(861)233-18-27

Психологический климат в семье как основа речевого развития ребенка

Семья является одним из важнейших институтов становления личности человека. В ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. Позже в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад и школа.

Психологический климат семьи – это устойчивый эмоциональный настрой, являющийся следствием семейной коммуникации. Он оказывает важное влияние на развитие как детей, так и взрослых. Его создают члены семьи, и от их стараний зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность и доброжелательность. В семьях с благоприятным психологическим климатом все относятся друг к другу с любовью, уважением и доверием. Когда в семье чувствуется тревожность, эмоциональный дискомфорт, это говорит о неблагоприятном психологическом семейном климате.

Основное условие нормального психосоциального развития ребёнка - спокойная и доброжелательная обстановка, которая создается родителями, их внимательным отношением к эмоциональным потребностям ребёнка, беседами с ним, наблюдением и поддержанием дисциплины. Под влиянием определенных ситуаций у детей могут появляться нарушения эмоциональной сферы или поведения, такие, как беспричинные страхи, нарушения сна и пр., которые носят временный характер. У детей с некоторыми особенностями они проявляются часто и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут определяться психические расстройства.

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать разговорные навыки зависит, будут ли у ребенка трудности с речью.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют это время «годами чудес». В этот промежуток времени интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Без тренировки развитие этих функций задерживается и может остановиться навсегда. Наукой доказано, что без речевого общения, без речевой среды ребенок не может стать полноценным человеком.

Родители должны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций.

С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода. Кроме того, поощряйте любые попытки ребенка заговорить. К сожалению, многие родители не хотят слушать своего ребенка, ссылаясь на усталость, а ребенок начнет говорить правильно лишь тогда, когда его захотят выслушать и понять. Постарайтесь уделять ребенку больше времени, выслушайте его, почитайте, побеседуйте о том, как прошел день. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Главное – любить ребенка, любить, когда он послушен, и когда непослушен, совершает проступки, лжет, не оправдывает родительских надежд. Ребенок всегда должен ощущать, что он любим, нужен родителям.

Ни в одной семье не обходится без ссор, неурядиц, но никто не должен чувствовать себя обделенным, ущербным. Частые ссоры в семье, когда ребенок чувствует себя нелюбимым, чтение сказок со страшным содержанием, запугивание, могут спровоцировать у ребенка такое тяжелое речевое нарушение, как заикание.

Одним из важнейших условий предупреждения заикания является правильная организация быта и воспитания детей, так как всякие неурядицы в семье, особенно ее разрушение, отражаются на ребенке и являются первым толчком к развитию заикания.

Исходя из этого, можно сказать, что в воспитании ребенка важную роль играет семейный климат и личный пример родителей. Существенное значение оказывают воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители воздействуют на ребенка. Холодное эмоциональное отношение к ребенку неблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его и обедняет.