А А А

Контакты

Приемная
8 (861) 235-24-80
Стационарное отделение (круглосуточно)
8 (861) 227-17-31
Запись на прием к специалистам
8 (861) 227-17-30
Горячая телефонная линия
8(861)233-18-27

Братья и сестры… ревнуют родителей

Вьетнамская пословица гласит: «Братья и сестры близки как руки и ноги». Но в реальности не редки случаи, когда отношения между родными братьями и сёстрами складываются непросто.

Ситуация, когда дети ревнуют родителей друг к другу – не редкость. И проявления ревности могут быть самыми разнообразными: от прямой агрессии к брату или сестре, до жалоб и настойчивых вопросов: «Кого ты любишь больше?»

В основе детской ревности лежит желание получить исключительную родительскую любовь. Такую, которую не нужно делить с кем-либо.

Дети, особенно в раннем возрасте, склонны воспринимать младших братьев или сестер как соперников за внимание родителей. Для первенца появление следующего ребенка – практически всегда стресс. Даже если ребенок выражал готовность общаться с будущим братом или сестрой или вместе с родителями ждал малыша, столкнувшись с реальностью, он вполне может испытывать негативные чувства по отношению к младшему.

Важно помнить о том, что ревность к младшему ребенку может проходить периоды обострения. Например, после рождения малыша у старшего ревность проявлялась очень ярко, а затем пошла на спад. Новый виток ревности развернулся, когда младенец научился ползать, а затем и ходить, и стал активно интересоваться вещами старшего брата.

Если между детьми в семье постоянно происходят  конфликты, важно подумать над такими вопросами: «Какой опыт должен извлечь мой ребенок из отношений с братом или сестрой? Что я хочу, чтобы он понял?». Часто на подобные вопросы родители отвечают: «Хочу, чтобы он понял, что брат или сестра — его самый близкий человек, что их нужно любить».

Нужно понимать, что нельзя запретить ревность, если у ребенка появилось это чувство. Родители не могут изменять по собственному желанию чувства, которые дети испытывают друг к другу. В силах родителей – установить правила совместного проживания.

Как же реагировать в трудных ситуациях?

Чтобы не поддерживать ни одну из конфликтующих сторон, родителям стоит признать, что ситуация действительно сложная. Например, если брат и сестра громко ссорятся из-за планшета, мама может сказать: «Я слышу громкий разговор. Действительно непросто поделить один планшет между двумя желающими». При наличии конфликта между детьми родителю следует предложить несколько возможных вариантов поведения.

Во-первых, можно поставить детей перед необходимостью разбираться самостоятельно. Можно спокойно сказать что-нибудь типа: «Я уверена, что вы сможете найти выход из положения». И после такого утверждения необходимо действительно не вмешиваться! Либо поставить детей перед необходимостью самостоятельно решить, как они будут пользоваться той или иной вещью, и только после этого предоставить в их распоряжение предмет спора: «Когда вы договоритесь между собой, как будете пользоваться планшетом, и оба согласитесь с этим решением, вы получите планшет».

Во-вторых, можно ввести правила пользования предметами и учить детей следовать этим правилам в конфликтных ситуациях. Когда дети маленькие, родители могут сами придумать такие правила. Например, в одной семье, где возня между двумя братьями приводила к слезам, родители ввели такое правило: если во время игры кому-то становится больно или неприятно, он должен сказать «Стоп!», и брат должен остановиться. Мама, папа и мальчики разыграли несколько ситуаций, в которых опробовали это правило, и все дальнейшие конфликты разрешались с опорой на данное правило. Если кто-нибудь из мальчиков приходил к родителям с жалобой, он получал такой ответ: «Конечно, тебе было неприятно. Ты помнишь, какое у нас правило? Что нужно сказать, если брат делает тебе больно?».

С детьми более старшего возраста можно выработать правила совместно. Например: брат и сестра постоянно ссорятся из-за планшета. На семейном совете, в котором приняла участие вся семья, было принято решение, что по нечетным дням планшетом пользуется брат, по четным — сестра, а воскресенье было объявлено «днем без компьютера».

В-третьих, можно попросить каждого участника конфликта предложить свои собственные варианты его разрешения, а затем совместно выбрать тот вариант, который устроит всех.

Опыт общения с братьями и сёстрами может научить ребенка тому, как жить с другими людьми. Поэтому родителям очень важно не просто вмешиваться в детские  конфликты и играть в них роль посредника, а учить детей разрешать возникающие противоречия.