А А А

Контакты

Приемная
8 (861) 235-24-80
Стационарное отделение (круглосуточно)
8 (861) 227-17-31
Запись на прием к специалистам
8 (861) 227-17-30
Горячая телефонная линия
8(861)233-18-27

Хвалить надо уметь

Вы замечали такое, что иногда, когда хвалишь ребенка, то возникает такое чувство, что эти теплые слова только вредят ему? Что вместо того, чтобы усвоить правильное поведение, ребенок начинает хвастаться и зазнаваться.

В то же время, иногда можно так похвалить ребенка, что он не захочет больше ничего делать или перестанет верить в себя. Как отличить полезную похвалу от вредной?

 

ВРЕДНАЯ ПОХВАЛА

ПОЛЕЗНАЯ ПОХВАЛА

Оценочная

Вы оцениваете самого ребенка или его работу («хороший рисунок», «твой домик построен правильно», «гениально»). Дети не любят никаких оценок – ни плохих, ни хороших.

Описательная

«Я вижу, что ты нарисовал деревья, кошку и дом!» Увлеченно скажите о том, что вы видите на рисунке. Тогда он поймет, что мама обратила внимание на каждую деталь, а это лучшая награда!

Похвала со знаком «слишком»

Вы опережаете события и захваливаете ребенка, хотя тот еще ничего не достиг («ты прекрасный музыкант», «ты настоящий герой», «ты прекрасный художник»). После таких слов ребенок не захочет ничего делать – зачем стараться, если уже похвалили?

Действенная

«Ты с таким интересом исследовал каждый цветочек в лесу!», «Ты не зря так долго разучивал музыкальную пьесу – на концерте тебе все зрители аплодировали!». Отмечайте все то, чего ребенок достиг. И будьте умеренны в похвале, чтобы не перейти границу «слишком».

Похвала-сравнение

Нельзя хвалить ребенка, при этом принижая другого («Ты танцевала лучше, чем Оля», «Костя хуже тебя прочитал стишок»). Если ребенка сравнивать с другими детьми, у него возникает чувство конкуренции. Вместо того чтобы дружить, он начинает присматриваться: а кто сейчас лучше?

Личностная

«Ты в этот раз так красиво нарисовал веточку у дерева!», «Сегодня ты не стал обижать младшего братика, а объяснил ему, что тебе неприятно, когда он мешает заниматься». Если сравнить ребенка, то только с самим собой, отмечая его личные достижения

Похвала-противоречие

Например: «Молодец, глупышка!» Первое слово – радует, второе – обижает и полностью обесценивает первое. Или: «Хорошо, конечно, но не так, как у меня». Не сравнивайте уровень ребенка со своим. После такой похвалы у него опустятся руки: как ему, маленькому, догнать вас, взрослого?

Воодушевляющая

«Ты умный и сможешь отгадать загадку», «Ты смелый и не будешь бояться собаку». Такие слова помогут, когда ребенок готов сделать что-то, но сомневается, или не может решиться, или уже готов отказаться после неудачной попытки. Этой похвалы должно быть «чуть-чуть», тогда она подействует.

 

Старайтесь следить за тем, как именно вы хвалите ребенка. Полезная похвала состоит из двух частей:

1) сначала хвалите за приложенное усилие;

2) затем хвалите за достигнутый результат.

НАПРИМЕР: Взрослый с уважением и интересом отзывается о работе ребенка: «Я вижу, что ты долго трудился, чтобы написать это сочинение. В твоем рассказе столько интересных фраз!».

Ребенок, услышав поощрение, подумает про себя: «Получилось хорошо, потому что я очень постарался и проявил свои творческие способности!»

Учитывайте индивидуальность!

Выбор метода поощрения зависит от возможностей, возрастных рамок и индивидуальных качеств конкретного ребенка. При этом нужно объективно учитывать его тип нервной системы, темперамент и уже приобретенные личностные черты.

Основные типы личностей и формы поощрения

Первый тип - нерешительные и боязливые дети, охотнее действуют под руководством взрослого или более уверенного, умелого ребенка. Склонны волноваться даже по незначительным поводам, переживать, справятся ли с порученным заданием. Опасаясь неудачи, стараются выбрать более легкую работу. Успешно выполнив какую-то работу, умаляют свои заслуги.

Таких детей просто необходимо хвалить и поощрять. Их достижения, даже незначительные, нельзя оставлять без внимания. Это будет внушать им чувство уверенности в собственных силах. Но при этом нужно учитывать возможности ребенка, чтобы не переутомить его частыми требованиями.

ВТОРОЙ ТИП - аккуратные и ответственные дети, желающие выполнить любое дело с максимально возможным результатом, ошибки для них недопустимы, неудачи становятся поводом для глубоких переживаний. Стараются выбирать самые сложные задания и редко признаются себе, что не способны справиться с ними. Требуют достижения высоких результатов не только от самого себя, но и от других. Затрачивают массу стараний и усилий для тщательного выполнения любой работы, однако не всегда способны отделить главное от второстепенного, поэтому часто не добиваются запланированных результатов.

Таких детей тоже следует больше хвалить, но не только при достижении результатов. Похвала для них будет полезнее на всем протяжении работы, чтобы помочь осознать основной смысл дела. Подбадривать надо даже тогда, когда что-то не удалось, но были приложены усилия для выполнения задания.

ТРЕТИЙ ТИП - дети, уверенные в себе. Им многое удается без особого труда. Другим для достижения тех же результатов потребуется больше сил и стараний. Поощряя таких детей, нужно опасаться, что уверенность в себе может перерасти в самоуверенность, постоянную потребность в успехе. Длительные и целенаправленные усилия могут стать для ребенка обременительными. Кроме того, достижения других, не столь значительные, он может обесценивать, относиться к ним с иронией и даже презрением. Если вы заметили, что подобное поведение свойственно вашему ребенку, хвалите его только за то, что стало результатом серьезного усилия, а особенно за помощь, оказанную им другим детям. Старайтесь поощрять любую его попытку порадоваться чужому успеху.

 

И главное, помните - фундаментом для правильного воспитания

являются Ваши отношения с ребенком:

душевные, искренние, теплые, доверительные и вместе с тем,

с выраженной четкой иерархией,

лидером в которой являетесь Вы – взрослый, а никак не ребенок.