А А А

Контакты

Приемная
8 (861) 235-24-80
Стационарное отделение (круглосуточно)
8 (861) 227-17-31
Запись на прием к специалистам
8 (861) 227-17-30
Горячая телефонная линия
8(861)233-18-27

Методы семейного воспитания

Воспитание ребенка – это не милая забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…»

Я Корчак.

Методы семейного воспитания –  это способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта правильного поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.

Выбор методов воспитания в первую очередь зависит:

от отношений в семье и образа жизни, способов организации жизнедеятельности;

от числа детей в семье;

от родственных связей и чувств родителей, других членов семьи, которые часто склонны идеализировать возможности детей, преувеличивать их способности, достоинства, воспитанность;

от общей культуры, жизненного опыта, личностных качеств отца, матери, других членов семьи, их духовных и моральных ценностей и ориентиров;

от опыта родителей и их практических умений при реализации комплекса воспитательных методов с учетом возраста и психофизиологических особенностей детей;

от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители.

Наиболее сложным для родителей является практическое применение того или иного метода воспитания. Один и тот же метод многими родителями используется по разному:

одна категория родителей убеждает детей доброжелательно, в процессе доверительного общения;

вторая – воздействуя личным положительным примером;

третья – назойливыми поучениями, упреками, окриками, угрозами;

четвертая – наказаниями, в том числе физическими.

К методам семейного воспитания относят:

Убеждение – формирование у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. Как средства используются беседа, объяснение, внушение и совет. Это сложный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помня, что убеждает даже случайно оброненное слово. Опытные родители отличаются именно тем, что без окрика и паники умеют предъявлять требования к детям. Неправы те, кто рассуждает так: сегодня я поубеждаю сына, что надо быть трудолюбивым, хорошо учиться, а завтра поговорю со старшей дочерью о скромности и т.д. На самом деле одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Следует помнить, что беседы – далеко не единственное средство убеждения. Убеждают – верно подобранные книги, кинофильмы, живопись, музыка. Большую роль в убеждении играет хороший пример, и здесь огромное значение имеет поведение самих родителей.

Требование. Без требований нет воспитания. Уже к малышу-дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, которые он должен выполнять. Делая это с самого раннего возраста, необходимо постепенно усложнять обязанности ребенка, осуществлять и не ослаблять контроль, оказывая ребенку помощь, в тот момент когда она действительно необходима. Когда даешь распоряжения, запрещаешь что-нибудь, не всегда надо долго объяснять и доказывать. Разъяснять необходимо только то, что действительно непонятно.

Главная форма предъявления требований к детям – распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но в то же время спокойным, уравновешенным тоном.

Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот – действовать нужно сообща.

Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование).

Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание – это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что хорошо и что плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

Похвала – это выражение удовлетворения определенными действиями, поступками ребенка. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно.

Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно.

Доверять детям – значит проявлять к ним уважение. Доверие нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Наказание

Педагогические требования к применению наказаний следующие:

1. Уважение к детям. Не ровного голоса мы должны требовать от отца, когда он наказывает сына за серьезный проступок, а уважения к ребенку и такта;

2. Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию, и кто сделал это преднамеренно;

4. Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;

5. Соответствие между проступком и наказанием;

6. Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;

7. Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

Однако не забывайте о главном – любой из перечисленных методов будет эффективным только в том случае, если ребенок ощущает, что его любят, что он нужен и важен своим близким.

 

 

Воспитатель стационарного отделения

Л.А. Нахман